Для ТЕБЯ - христианская газета

О Боге одном или Едином
Проповеди

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

О Боге одном или Едином



"Бог один или триединый Бог?" – такой или подобный вопрос очень часто задают нам, христианам, представители других монотеистических религий. И мы вынуждены давать на него ответ; но как ответить?
На тему о Боге – о триедином Боге написано много книг: написан труд Августина Аврелия, книги Григория Богослова, Иоанна Златоуста, и Иоанна Дамаскина, написаны книги современных богословов – очень много книг. Но смог ли кто из вас, братья и сестры во Христе, читая эти книги, найти ответ, поданный в простой и логичной форме? Разве можно использовать те многосложные для понимания труды в краткой беседе с мусульманином или иудеем? Нет. Да и авторы – это для нас они авторитетны и достойны того, чтобы потратить дни, месяцы на изучение их трудов, а для тех же иудеев их имена ни о чем не говорят.
Вот и получается, написано много, изучено нами много, а чтобы так, в двух-трех фразах, нечего сказать. Нечего, потому что вопросы эти рассматривались с позиции теологии, точнее триадологии, а не с позиции общения двух простых человек.

О Боге одном или Едином

Как-то в письме мне задали вопрос: "Я слушал радиопередачу из Тегерана. Сегодня был антихристианский текст против Троицы. Аллах, не один из трех; заблуждаются те, кто так думает, и пойдут они в ад. В общем, я задумался над этим. Мне кажется, что мы можем говорить о единстве Бога, а всякие количественные характеристики к Нему неприменимы?".

Как смог, я ответил тому человеку.
Тема Троицы очень часто поднимается, когда мы, христиане, общаемся с мусульманами, или с иудеями, или со свидетелями Иеговы, да и с некоторыми из христиан, например, с пятидесятниками-единственниками. И, как правило, выяснение заканчивается спором, а то и ссорой. Хотя, если разобраться, речь в таких спорах сводится не к тому, один Бог или три. Все – и иудеи, и христиане, и мусульмане говорят: Бог один. Разногласия начинаются на уровне взаимоотношений Бога с Его творением – с людьми.
Кратко напомню учения о Боге и о Его единстве в трех основных монотеистических религиях.
Мусульмане считают, что Бог один и что Он может проявлять Себя по отношению к своему творению, как Творец сущего, чьей волей поддерживается это сущее. Проявляет Себя, как Бог беспредельный, непознаваемый и ПРЕБЫВАЮЩИЙ ВНЕ СВОЕГО ТВОРЕНИЯ. Такое понимание Бога в некоторой степени похоже на христианское понятие: Отец. Иногда Бог (Аллах) сообщает Свою волю Ангелам, или избранным Своим пророкам. Роль же человека сводится лишь к послушанию Богу.
Иудеи, так же, как и Мусульмане, говорят: Бог один. Но их понимание взаимоотношений Бога с человеками шире, чем у Мусульман. Они учат еще и о помазании Божием: о таком состоянии человека, когда Дух Божий может нисходить, являть Себя, хотя и не явно среди своего Народа. Бог может нисходить на пророков и даже входить в них в виде особого духовного помазания (у Мусульман, насколько я знаю, голос Божий пророки слышат только "извне"). Таким образом, у иудеев Бог (Всемогущий) проявляет Себя уже не только как Творец и Вседержитель, пребывающий вне Своего творения, но и КАК БОГ, ПРЕБЫВАЮЩИЙ СРЕДИ СВОЕГО ТВОРЕНИЯ. Это близко Христианскому понятию: Дух Святой. Дух, пребывающий, как Бог, который может снисходить и пребывать над Ковчегом Завета. Беспредельный Бог может ради взаимодействия с человеком проявить Себя в ограниченном пространстве и времени – среди Своего Народа.
Мы, христиане, тоже говорим: Бог один. Но по нашему учению Господь Бог может взаимодействовать с людьми не только на уровне, о каком говорят мусульмане и иудеи, но еще глубже, еще ближе. По Христианскому учению, ради воплощения Своего замысла при сотворении человека, ради того, чтобы человек мог пребывать в Божьей любви и, освящаясь, все более и более уподобляться Ему, Беспредельный и Всемогущий Бог Вседержитель не только низвел Себя к пребыванию, к проявлению среди Своего творения (что признают и Иудеи), но в определенный момент времени СТАЛ ПОДОБНЫМ ОДНОМУ ИЗ СВОИХ ТВОРЕНИЙ – стал подобным Человеку. Чтобы через это воплощение открыться нам, уверовавшим во Христа Иисуса, Своей Божственной сущностью: Сын.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть… В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Иоан.1:1-14)

Не стану здесь упоминать о роли каждой ипостаси Единого Бога в творении и в поддержании сущего – это другая тема.
Как видите, спор: один Бог или единый Бог – свелся уже к тому, ЧТО МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ГОСПОДЬ БОГ, на каком уровне, и в какой форме Он может взаимодействовать со Своим творением, общаться с нами, людьми в целом и с каждым человеком персонально.
Вот такой ответ я дал на то письмо; хотя, из-за краткости эпистолярного жанра и не совсем корректный с теологической точки зрения.
* * * * *

В ответ на мое письмо адресат задал еще вопрос: "Я слышал, что на одной из мечетей на Храмовой горе написано, что Бог ненавидит Израиль. О каком одном Боге с мусульманами тогда можно говорить?".

Думаю, что можно и даже нужно говорить, что у иудеев, и у мусульман, и у христиан один Бог. Но говорить, учитывая особенности религиозного воспитания иудеев и мусульман. Ибо разговаривать о Боге, безусловно, будет сложно даже с доброжелательно настроенными собеседниками, потому что первое, что внушается всем: и христианам, и иудеям, и мусульманам – это мысль, что их учение – истина в последней инстанции. Согласитесь, если кого уже научили, что именно он носитель и хранитель абсолютной истины о Боге, то какой разговор будет с таким человеком? Он снизойдет в общении с вами, лишь как учитель, но никогда не будет считать вас равнозначным собеседником, и тем более, не захочет чему-либо научиться у вас. Максимум, чего вы добьетесь в споре-диалоге, даже если и предъявите убедительнейшие и неоспоримые аргументы – ваш оппонент согласится, что еще недостаточно компетентен в учении СВОЕЙ веры. Поэтому поставьте перед собой задачу найти сходство во взглядах, а не различие, и лишь потом, если духом своим почувствуете, что собеседник готов расширить диалог и это не обидит его веры, переходите к теме степени взаимоотношений Бога с человеком.

Погребняк Н. 2012


Комментарий автора:
"Бог один или триединый Бог?" – такой или подобный вопрос очень часто задают нам, христианам, представители других монотеистических религий, причем задают с эдакой подковыркой. И мы вынуждены давать на него ответ; но как ответить?

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Погребняк Николай Погребняк, Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.

 
Прочитано 3557 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 3,33
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Doverie Bogu 2014-02-13 07:45:24
Суть Триединства Бога открывается через отношение как природу Бога, и по образу которой человек сотворен подобным Богу. Для меня суть этого отношения - доверие, что открывает в себе и другие понятия и наиболее полно всего писания и личной жизни, в последствии.
Ко всякому познанию надо усвоить такую Истину - целесообразность. Как в одном ветхозаветнем стихе говорится, как оправдание перед Богом, что не влезал я в то, что выше меня. А именно в то, что не нужно для счастья и не только в то что выше, но и в вообще бесполезное. Много ли Адаму нужно было знать в раю? Это критерий к правильному движению в познании Бога.
Поэтому доказывать что-либо о Триединстве просто не имеет под собой благой причины. Рассказать то можно, но пусть будет между нами по слову апостола "да-да" и "нет-нет".
Подробнее в моих первых 4-х статьях. Отдельной темы по целесообразности ещё не написал: пока она скользит в контексте.
 Комментарий автора:
Если кто говорит: "Богат я духом, довольно с меня и того, что приобрел, больше не нужно", то он не христианин, а сосуд прелести диавола. (Преподобный Макарий Египетский)


Габор 2014-02-14 20:15:10
Исаия 37- 20 "И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один." В этом месте говорит Исаия о одном Боге т.е. небывалого другого Бога, но не делает акцент о "единного" Бога слово на иврите "Еход", что не означает абсюлютного единства.
"но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону" - и как звучит на греческом переводе этот стих - "когда же пришла полнота времени, выслал Бог Сына Его, родившегося от женщины, родившегося под Законом." (Гал 4-4)
"...ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство" (1Тим 2-3..6)
"Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иак.2-19) Слово "един" на иврите " Еход"
Цитирую из статьи " Начало мудрости", которую я раньше опубликовал, чего вы и наверно не читаете -
"У нас, евреев есть популярное монотеистическое утверждение « Шема Исроел, Адонай, Елохену, Адонай Еход». Слово « Еход» означает « один». Именно на этом слове зиждется и основывается доктрина единства Иеговы, философия Иудаизма. Столетиями учили, что слово « Еход» означает абсолютное единство.
Я начал изучать слово « Еход» и обнаружил, что оно означало не абсолютное единство, а составное единство. Позвольте мне проиллюстрировать. Адам и Ева стали единой плотью; на иврите слово единая плоть – « босор еход» - составное единство. Моисей отправил 12 разведчиков в Ханаан, и они вернулись, неся виноградную ветвь (Числа 13). Это ветвь винограда называется на иврите Ешкол-Еход. С сотней виноградин на ветке она не может составлять абсолютное единство, но названа «одна гроздь», «ветвь». Злобность Вениаминтян проявилась при Гиахе, они презрели Иегову, Его имя и Его сущность (Судей 20). Другие племена были возмущены и « весь народ поднялся, как один». Вот на что я хочу обратить ваше внимание: в то время народ Израиля, кроме Вениаминитян составлял 400 000 воинов, и они были « связаны друг с другом воедино», (на иврите: Иш Еход). Здесь снова составное отрывки из Священного Писания убедительно показали, что « Еход» не может быть абсолютным единством."
В конце концов мы не должны убеждать Мусульмана и Иудея о триединстве, это открывает Бог Отец, как это и было сказано Петру Господом: "Он говорит им: "а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;" (Матф16-15)
Я на 100 уверен, что наши усилия бесполезны доказываться что-либо о спорных вопросах, ибо не то важно что мы говорим, а как мы живем:
От Матфея 5:16 "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
1-е Петра 2:12 "и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
3:17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
К Ефесянам 2:10 "Ибо мы- Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
1-е Тимофею 5:25 "Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут."
 Комментарий автора:
Спасибо, уважаемый Габор, за Ваш анализ понятий "один" и "единственный", используемых в древнееврейском оригинале Библии. Очень интересно было подробнее познакомиться с основаниями доктрины единства в Иудаизме.
Согласен с Вами и в том, что мы не должны навязывать иудеям или мусульманам свое понятие Троицы ибо истинно сказано: "Кому Бог откроет, тому откроется".
Я же в статье завел речь о Боге одном или Едином только лишь по той причине, что в быту христианам зачастую приходится отвечать на вопросы, касающиеся основ их веры. Если не ответишь на такие вопросы, то в глазах собеседника начинаешь выглядеть и ты сам и твоя вера довольно сомнительными. Если начнешь умствовать и богословствовать – скоро наскучишь собеседнику. Вот и приходится искать "золотую середину".
А отвечать вопрошавшим нужно не только своим поведением, но и словом. Как сказал Апостол: "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1Пет.3:15)".
Мир Вам!

Nikolae 2014-02-21 13:30:07
Да, диалог с иноверцами - дело архисложное. Может поэтому и не надо никого убеждать? Потому как лучше любых слов - дела. Когда наши дела и любовь к ближнему будут свидетельствовать о нас и нашей вере - не надо будет слов. Как у ранних христиан.
 Комментарий автора:
Категорически согласен! Не надо никого убеждать. Но отвечать на вопросы все же иногда приходится. И, как я заметил, если диалог построен не по принципу поучения одного другим, а как обмен мнениями и духовным опытом, никто не остается в обиде. И, главное, потом каждый может без негативных эмоций подумать, обдумать слова собеседника. Если же диалог перетекает в спор, то лучше сразу же извиниться и прекратить спор из опасения, чтобы никто не остался в обиде: пусть лучше каждый останется при своем мнении.

Юрий 2016-01-13 12:28:02
"Бог ЕДИН есть", един на иврите СОЕДЕНЕННЫЙ - "СотворИМ по образу..."
 Комментарий автора:
Спасибо! Интересная информация.

читайте в разделе Проповеди обратите внимание

Слово Утешения/ Призванные Господом имеют Молитву Ревности! Цхве - Светлана Камаскина

ТРИ ИЛИ ОДИН ? - Топилина Светлана

Я есмь Первый и Последний..... - Габор

>>> Все произведения раздела Проповеди >>>

Поэзия :
Дай к Тебе приклониться душою - Надежда Тычкова

Проза :
Студентки - Таисия Кобелева
У новелі «Студентки» образ Єви-Ніколь і її брата Джеймса, як іноземців, я вибрала не просто так. Кожна людина, стаючи християнином, отримує від Бога якесь завдання, щоб виконати Його план спасіння людства. Іноді людина виконує це завдання далеко віл свого дому. Ніколь не вважала це місто своїм домом назавжди, вони з братом постійно чекали можливості повернутись на Батьківщину. Так само кожен християнин вважає Землю своїм тимчасовим домом. Тут він виконує Божий задум для нього, адже всі люди народились не просто так.\\r\\n В образі Джеймса показаний той старший брат, про якого мріє кожен. Джеймс опікується своєю сестрою і докладає до її навчання чималих зусиль. Він став опорою своїй молодшій сестрі, яка сама б не вижила в чужій країні і чужому місті.\\r\\n Коли Єва познайомила Лізу, а Джеймс Олега, з Богом, вони виконали своє завдання тут і могли повернутись додому.\\r\\n Ліза і Настя на початку твору – символи дівчат, які вважають, що усім для повного щастя, не вистачає бойфренда. Тому вони більше ніяк не могли пояснити веселий настрій своєї сусідки.\\r\\n Ліза – людина, яка шукає сенс свого життя, шукає наполегливо. Будучи на дні відчаю, вона спочатку піддається йому і кидається на Єву з ножем, потім кидає її під машину. Злякавшись свого вчинку, дівчина трішки бере свої відчуття під контроль і зривається на Насті. На самому дні відчаю Бог подав їй свою Руку через пісню, яку вона почула через відкриті вікна Дому Молитви. Там лунала пісня Олександра Бейдика «Отпусти».\\r\\n Настя – образ впертих людей, яким не жаль нікого, крім себе. Однак в кінці твору вона теж приходить до Бога.\\r\\n

Поэзия :
ля-бемоль - Виктор Шпайзер
Полностью наплевательское отношение к размерам и прочим законам стихосложения, но ведь зачем законы, если их не нарушать? :)

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Проповеди
www.4orU.org - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting




Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум